зачем моторным маслам нужна сертификация



Что мы знаем про сертификацию моторных масел? Она вообще – обязательна, или можно как-то и без неё? Кто выдаёт сертификаты и кому это больше нужно: производителям смазочных материалов — или всё-таки автовладельцам? И если это важно для покупателя, то как ему узнать, что продукт действительно сертифицирован? Ищите ответы в статье!

Тайна шифра

На канистре с моторным маслом производитель всегда указывает, какому допуску или допускам (если их несколько) соответствует данный продукт. Допуски – это стандарты, которые, как известно, кто-то сначала задаёт. На уровне отрасли этим занимаются серьёзные учреждения с хорошими связями как в бизнесе, так и во власти. В частности, разработкой стандартов для моторных масел в мире занимаются всего несколько организаций. Три самые известные у нас:
• Американский институт нефти (API);
• Ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA);
• Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC).

Аббревиатуры этих названий как раз и зашифрованы в маркировках, которые мы видим на канистрах с моторными маслами: API SN, API SP, ILSAC GF-5, ACEA C3, ACEA A5/B5 и т.п. Буквы до пробела указывают на то, чей именно допуск (стандарт). Буквы и цифры после пробела – код самого допуска. Рядом с этой маркировкой на этикетках производители обычно указывают и класс вязкости масла по SAE, например: 5W-30, 10W-40 и т.п. Этот показатель также важен при подборе, и точно так же в Руководстве на авто есть ориентиры, каким он должен быть для конкретной марки и модели транспортного средства.

Кому и зачем это нужно?

Стандарты, как известно, нужны для порядка. Порядок облегчает жизнь — в частности, выбор подходящего продукта на огромном рынке смазочных материалов. Опираясь на стандарт, отыскать подходящее моторное масло для своего автомобиля достаточно легко: требуется найти в магазине товар с тем же шифром, который указан в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Звучит просто, но трудность в том, что масел с одинаковыми характеристиками, а значит, с одними и теми же допусками, на современном рынке очень много. Какое выбрать покупателю, даже если он точно знает, на какой допуск ему ориентироваться? То, которое подешевле? То, у которого красивее канистра? Или всё-таки то, которое не просто соответствует определённому допуску, но ещё и имеет документ, который это доказывает?

Сертификат – вот что делает товар заметным среди конкурентов! Поэтому его получение – своего рода боевое крещение моторного масла перед выходом к потребителю, особенно когда речь про международный рынок. Не потому, что это обязательно: производителю ничего не грозит, если спецификация масла не будет подтверждена действующим сертификатом от авторитетной организации. Можно и без этого, но тогда продукт будет лишён одного из важнейших конкурентных преимуществ — возможности подтвердить соответствие международным требованиям документом неоспоримой силы. И так уж исторически сложилось, что таковыми документами считаются сертификаты всего нескольких организаций, имена трёх из которых мы назвали чуть выше.

Сертификат, подтверждающий соответствие продукции HYUNDAI XTeer стандартам Американского института нефти (API)
Сертификат, подтверждающий соответствие продукции HYUNDAI XTeer стандартам Американского института нефти (API)

Цена вопроса

Получение сертификатов соответствия международным отраслевым стандартам – дело мало того что ответственное, так ещё и затратное. Это отдельная и весьма ощутимая статья расходов для производителя, причём расходов регулярных, поскольку сертификаты время от времени нужно подтверждать (т.е. получать по-новой). А для этого нужно снова и снова не просто предоставлять сертифицирующей организации полный пакет документов на продукцию, но и оплачивать испытания: лабораторные, стендовые, полевые. Эти испытания проводятся в специальных высокооснащённых исследовательских центрах, куда и направляются образцы моторных масел-соискателей.

Правда, среди производителей смазочных материалов есть и такие, кому это делать не нужно. Так, у компании Hyundai Oilbank есть свой собственный Исследовательский центр, оснащение которого позволяет проводить там те же испытания, что проводит у себя Американский институт нефти (API). Это значит, что чтобы получать сертификаты по актуальным стандартам API, производителю смазочных материалов HYUNDAI XTeer совершенно ни к чему отправлять образцы масел в США: все тесты проводятся «на дому» в Южной Корее, а в Институт отправляются только их результаты. Это значительно упрощает процедуру и экономит время производителя: не зря масла HYUNDAI XTeer были сертифицированы на соответствие новейшему стандарту API SP одними из первых в мире.

Знаки качества от автопроизводителя

С отраслевыми сертификатами разобрались, и теперь стоит рассказать ещё и о такой вещи, как допуски автопроизводителей. Это те же стандарты соответствия, но уже не в рамках целой отрасли, а в тех границах, которые определяют для своих автомобилей сами производители, опираясь, с одной стороны, на международные стандарты и нормы, с другой – на индивидуальные особенности своих двигателей.

эмблема указывает, что сертификат API у масла
Такая эмблема указывает, что сертификат у масла действительно есть, а не подразумевается

Всё это делается с очевидной целью: по-максимуму упростить владельцам автомобилей поиск подходящих для их моделей моторных масел и других технических жидкостей. В свою очередь, у производителей всей этой продукции есть очевидный резон получить допуски как можно большего числа автопроизводителей: ведь это не что иное как официальное признание качества их продукции именитыми автоконцернами. Масла с такими одобрениями лучше продаются, поэтому выстраивание отношений с автопроизводителями, в целом, важная часть маркетинга в компаниях, выпускающихся автомобильные смазки.

Схема получения такого допуска очень похожа на ту, которую мы уже описали, когда речь шла про сертификаты API, ACEA и т.п. Сначала производители между собой договариваются о проведении испытаний. Затем моторное масло отправляется на завод автопроизводителя, где его испытывают. А оплачивает процедуру от начала до конца не кто иной как производитель смазочного материала. Таким образом, чем больше допусков от разных автопроизводителей хочет получить производитель моторного маслах, тем больше денег он должен на это потратить. Такая вот несложная арифметика продвижения автомобильных смазок в массы.

Куда смотреть, чтоб точно знать?

Естественно, наличие допусков разного уровня – это то, о чем производители моторных масел заявляют потребителям «с порога», т.е. уже на той стадии, когда покупатель только рассматривает этикетки на канистрах. Но надо понимать одну вещь: не всегда допуск, заявленный на этикетке, является официально подтвержденным. Производитель смазочного материала имеет полное право указать на упаковке своего товара шифр стандарта, которому масло просто соответствует по своим параметрам. При этом никакого сертификата, подтверждающего этот факт, у продукта в текущий момент времени может и не быть. И удивляться этому явлению не нужно: как мы написали выше, есть такие сертификаты, которые нужно ежегодно подтверждать, но не всегда у производителей есть возможность и желание этим заниматься. И получается, что некогда полученный сертификат уже устарел, а допуск так и остался фигурировать во всех источниках: что на этикетках, что на сайте производителя. Ну, а что такого: состав масла каким был, таким остался – не убирать же данные из-за бюрократических формальностей? !

Где же тогда узнать самую актуальную информацию? Повторяем и будем повторять: только задав вопрос вживую официальному представителю торговой марки. Так, на нашем сайте Единого импортёра смазочных материалов под брендом HYUNDAI XTeer в России есть чат (в правом нижнем углу), на вопросы в котором отвечает не бот, как это сейчас очень распространено, а вполне себе живой сотрудник. У него вы и получите самые исчерпывающие ответы на вопросы про сертификаты и не только. Так что за консультацией – добро пожаловать к профессионалам!