Наиболее известной международной классификацией моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств является классификация API (Американского института нефти). Со времени введения (1947 г.) данная классификация неоднократно дополнялась, однако присущий ей принцип разделения масел на 2 категории (S и С) сохранился до настоящего времени.

В данной системе классификации моторные масла маркируются двухбуквенным индексом. Первая буква означает категорию. Вторая буква – это показатель группы масла по уровню эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала латинского алфавита расположена буква, тем выше уровень эксплуатационных свойств моторного масла.

К категории «S» (Service) относятся масла для 4-тактных бензиновых двигателей, категории «С» (Commercial) – масла, предназначенные для дизелей автомобильного транспорта, внедорожной строительной и сельскохозяйственной техники. Универсальными называют масла, которые могут применяться для смазывания и бензиновых, и дизельных двигателей.

В настоящее время в категории «S» классификация API включает 14 классов масел в следующем порядке возрастания требований к их качеству (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM, SN, SN PLUS, SP), а в категории «С» – 13 классов (СА, СВ, СС, CD, CD-2, CF, CF-2, CF-4, CG-4, СН-4, CI-4, CI-4 Plus, CJ-4). Цифры при обозначении классов CD-2, CF-4, CF-2 и CG-4 дают дополнительную информацию об использовании данного класса масел в 2-тактных или 4-тактных дизелях, соответственно. Для обозначения универсальных масел принята двойная маркировка, например: SM/CF, CI-4/SL и т.п.

API ОПИСАНИЕ МАСЛА, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КЛАССИФИКАЦИИ
API SA Двигатели, работающие в легких условиях, используется только по требованию производителя.  
API SB Моторные масла с низким содержанием присадок. Предназначены для маломощных двигателей, работающие при умеренных нагрузках. Содержат присадки против окисления, коррозии и износа.  Используется только по требованию производителя.  
API SC Моторные масла для бензиновых двигателей, работающих в среднетяжелых условиях. Содержат присадки против коксования, черного шлама, старения и износа. Для автомобилей 1964-1967 гг.  
API SD Масла для бензиновых среднефорсированных двигателей, работающих в тяжелых условиях. Для автомобилей 1968-1971 года выпуска  
API SE Масла для бензиновых двигателей, работающих в очень напряженных условиях (Stop-and-go) в крупных городах. Используются для автомобилей 1972-1979 гг.  
API SF Автомобильные масла данной категории предназначены для двигателей моделей 1980-1987 гг. Топливо – этилированный бензин. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, антиокислительные, противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлама. Предназначены для бензиновых двигателей легковых автомобилей, работающих в очень напряженных условиях (в режиме городского движения Stop-and-go), а также некоторых грузовых автомобилей. Автомобильные масла API SF заменяют масла API SC, API SD и API SE в более старых двигателях.  
API SG Моторные масла для бензиновых двигателей, работающих в самых жестких условиях эксплуатации. Лицензированная категория, утвержденная в 1988 году. Выдача лицензий прекращена в конце 1995 года. Автомобильные масла предназначены для двигателей моделей 1987-1993 гг. Топливо — неэтилированный бензин с оксигенатами. Удовлетворяют требованиям, выдвигаемым к автомобильным маслам для дизельных двигателей категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама. Автомобильные масла API SG заменяют масла категорий API SF, SE, API SF/CC и API SE/CC.  
API SH (Условно действующая). Лицензированная категория, утвержденная в 1992 году. На сегодняшний день категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C (например, API СF-4/SH). По требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Автомобильные масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1993-1996 гг. При проведении сертификации на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII.  
API SJ (Действующая). Категория утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Автомобильные масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальный уровень эксплуатационных свойств, малые потери на испарение. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC.  
API SL (Действующая). API планировал разрабатывать проект PS-06 как следующую категорию API SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение «SK» как часть своего корпоративного имени. Поэтому для исключения возможной путаницы буква «К» была пропущена для следующей категории «S» и новым типам масел присваивались спецификация API SL. Масла, соответствующие данной спецификации, рассчитаны на более эффективное предотвращение высокотемпературных отложений, стабильность энергосберегающих свойств, удлиненные интервалы замены и снижение расхода масла. Предназначена для автомобилей 2001-2004 года выпуска. Hyundai XTeer 4T 10W40 Hyundai Xteer Gasoline G500 Hyundai Xteer 4T 20w40
API SM Моторные масла с очень высоким уровнем эксплуатационных свойств. Предназначены для высоконагруженных бензиновых двигателей, работающих в крайне тяжелых режимах. Рассчитаны на увеличение стойкости к окислению, улучшение защиты от отложений, лучшей защиты от износа и улучшение низкотемпературных характеристик. Предназначены для всех автомобилей, эксплуатирующихся в настоящее время. Hyundai Xteer TOP PRIME 0W40
API SN Новейшая спецификация моторных масел, введенная 1 октября 2010 г и заменяющая все предыдущие спецификации. Предназначена для использования в новейших (модельного ряда 2011 г) типах бензиновых двигателей, в том числе и спортивных, установленных на легковые автомобили, микроавтобусы и легконагруженные грузовики согласно предписаниям производителя техники. Масла типа API SN экономят топливо и надежно защищают устройства по нейтрализации отработавших газов. Данный тип масла также может использоваться в двигателях, работающих на биотопливе (Е85). Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API состоит в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. Diesel Ultra, Diesel Ultra C3, Xteer TOP (все) Xteer TOP Prime 5w30, 5w40
API SN PLUS Cпецификация API SN Plus является дополнением к существующей спецификации API SN и ILSAC GF-5.  API SN Plus действует с мая 2018 года, API  SN + по существу соответствует спецификации API SN, но имеет дополнительный моторный тест (Sequence IX Test (ASTM Draft) для исследования LSPI « Low Speed Pre-Ignition . LSPI – это преждевременное неконтролируемое сгорание топлива, при котором топливовоздушная смесь сгорает до того, как происходит зажигание и вызывает избыточное давление в цилиндрах.  И это единственное различие между этими двумя спецификациями.  API SN Plus имеет обратную совместимость с API SN, что делает двигатели, для которых необходимы моторные масла со спецификацией API SN, совместимыми с моторными маслами со спецификацией API SN Plus. Все масла Hyundai XTeer Ultra Protection Hyundai XTeer Ultra Efficiency Hyundai XTeer G700
API SP Эта спецификация представлена в мае 2020. Предназначена для обеспечения защиты низкоскоростного предварительного зажигания (LSPI), защиты от износа цепи газораспределительного механизма, улучшенной защиты от отложений при высоких температурах для поршней и турбонагнетателей, а также более строгого контроля отстоя и лака. API SP с Resource Conserving соответствует ILSAC GF-6A благодаря сочетанию характеристик API SP с улучшенной экономией топлива, защитой системы контроля выбросов и защиты двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе, до Е85 Все масла Hyundai XTeer Ultra Protection Hyundai XTeer Ultra Efficiency Hyundai XTeer G700
API ОПИСАНИЕ МАСЛА, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КЛАССИФИКАЦИИ
API CA Моторные масла для маломощных дизельных двигателей с нормальным всасыванием, работающие на малосернистом топливе. Для автомобилей 1940-1950 гг. выпуска.  
API CB Моторные масла для среднефорсированных двигателей без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе. Для автомобилей 1949-1960 гг. выпуска. По сравнению с маслами уровня СА обеспечивают защиту от высокотемпературных отложений и коррозии подшипников. Уровень эксплуатационных свойств соответствует отечественным маслам типа М8В и М10В.  
API CC Моторные масла для двигателей, работающих в условиях от среднетяжелых до тяжелых (в том числе с умеренным наддувом). Обеспечивают защиту от черного шлама, коррозии и высокотемпературных отложений. Предназначены для двигателей, построенных после 1961 г. Уровень эксплуатационных свойств соответствует отечественным маслам типа М8Г2к и М10Г2к.  
API CD Введена в 1955 году. Класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, работающих на больших скоростях и при высоких давлениях и требующих повышенных противоиносных свойств и предотвращения образования нагара. Уровень эксплуатационных свойств соответствует отечественным маслам типа М8Дм и М10Дм.  
API CD-2 Масла, соответствующие требованиям API CD-2 удовлетворяют требованиям API CD, а также дополнительно проходят тесты для применения в 2-тактных дизельных двигателях. Обладают усиленной защитой от износа и отложений.  
API CE Моторные масла для быстроходных дизельных двигателей с наддувом или без него, работающих в тяжелых условиях с колеблющимися нагрузками. Обеспечивают большую защиту от загустевания и износа. Могут использоваться вместо масел классов CC и CD.  
API CF Введена в 1994 году. Масла для дизельной внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском, с высоким турбонаддувом и двигателей, работающих на топливе с содержанием серы 0,5% от массы и выше. Высокозольные масла, заменяющие масла API CD. По сравнению с API CD масла, соответствующие уровню API CF обладают улучшенными противоизносными свойствами, обладают меньшей склонностью к полировке зеркала цилиндра и образуют меньше поршневых отложений.  
API CF-2 Введена в 1994 году. Улучшенные характеристики, используется вместо CD-2 для двухтактных дизельных двигателей.  
API CF-4 Устаревшая спецификация, была введена в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей уровня Евро-1 с турбонаддувом и без него. Можно применять вместо CD и СЕ масел. Масла, выпущенные в соответствии с требованиями API CF-4 (по сравнению с API CF) обладают меньшим угаром, улучшенными антикоррозионными и противоизносными свойствами, меньше склонны к полировке зеркала цилиндра, поддерживают чистоту поршней, образуют меньше шлама и содержат меньшее количество золы. Hyundai HD3000 (все)
API CG-4 Устаревшая спецификация, была введена в 1995 году. Для двигателей быстроходной дизельной (как магистральной, так и внедорожной) техники, работающей в тяжелых условиях на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Масла CG-4 для двигателей, выполняющих требования по токсичности отработанных газов, введенные в США с 1994 года (Евро-2). Заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий. По сравнению с API CF-4 масла, соответствующие уровню API CG-4 обладают улучшенными противоизносными свойствами, меньше образуют шлама и обладают улучшенной антиокислительной стабильностью.  
API CH-4 Действующая спецификация, была введена в 1998 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей уровня Евро-3, удовлетворяющих требования по токсичности выхлопных газов, введенных в США с 1998 года. Масла СН-4 позволяют использовать топливо с содержанием серы до 0,5% от массы. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел. По сравнению с API CG-4 масла, соответствующие уровню API CH-4 обладают улучшенными противоизносными свойствами, меньше образуют шлама и обладают улучшенной антиокислительной стабильностью. Hyundai XTeer HD и HD6000 20W50
API CI-4 Действующая спецификация, была ведена в 2002 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения нормам по токсичности отработавших газов, осуществляемым в 2002 году (Евро-4). Масла СI-4 допускают использование топлива с содержание серы вплоть до 0,5% от массы, а также применяются в двигателях с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Заменяет CD, СЕ, CF-4, CG 4 и СН-4 масла. По сравнению с API CH-4 масла, соответствующие уровню API CI-4 обладают улучшенными антикоррозионными и противоизносными свойствами, меньше склонны к полировке зеркала цилиндра, образуют меньше шлама и обладают улучшенной антиокислительной стабильностью. Hyundai XTeer Heavy Duty 10W40 Hyundai XTeer HD 7000 10w40, 15w40 Hyundai XTeer Diesel  D700 10W30
API CI-4 PLUS Действующая спецификация. В 2004 году была введена дополнительная категория API CI-4 PLUS. По сравнению с CI-4 ужесточены требования к сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям, ограничение значения щелочного числа (TBN).  
API CJ-4 Новейшая классификация, была введена в 2006 и действует для всех дизельных автомобилей, эксплуатирующихся на данный момент. Масла уровня API CJ-4 используются для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Они допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ррm (0,05% от массы). Однако для выполнения экологических требований по эмиссии вредных веществ, надежной работы систем очистки отработанных газов и достижения удлиненных интервалов замены масла, необходимо использовать низкосернистое дизтопливо, содержание серы в котором не должно превышать 15 ррm — (0,0015%). Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами (DPF- Diesel Particular Filter) и другими системами обработки выхлопных газов (EGR- Engine Gas Recirculation). Моторные масла класса CJ-4 разрабатывались для обеспечения работоспособности систем контроля эмиссии вредных веществ и выполнения экологических стандартов. Помимо этого, для масел CJ-4 предполагаются улучшенные защитные свойства, повышенная окислительная, низко- и высокотемпературная стабильность и т.д., а также возможность достижения удлиненных интервалов техобслуживания, указываемых производителями техники, при соблюдении определенных условий. Масла со спецификацией CJ-4 превышают рабочие свойства CI-4, CI-4 Plus, CH-4, CG-4, CF-4 и могут применяться в двигателях, которым рекомендуются масла этих классов.  
API СК-4 Данная категория включает в себя масла для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, разработанных согласно требованиям стандартов по выбросу на шоссе для моделей 2017г.и стандартов по выбросу вне трассы Tier 4, а также для дизельных двигателей более ранних моделей. Такие масла были разработаны для использования с дизельным топливом с содержанием серы до 500 частей на миллион (0,05% массы) Однако использование этих масел с топливом, содержание серы в котором превышает 15 частей на миллион (0,0015% массы), может повлиять на долговечность системы последующей обработки выхлопа и/или интервал слива масла. Такие масла особенно эффективны для поддержания надежности системы контроля над выхлопами, в которых используются сажевые фильтры и другие передовые системы очистки. Масла API CK-4 разработаны для улучшенной защиты от окисления масла, потери вязкости из-за смещения и аэрации масла, а также для защиты от загрязнения каталитического нейтрализатора, засорения сажевого фильтра, износа двигателя, отложений на поршнях, ухудшения низко- и высокотемпературных свойств и увеличения вязкости из-за сажи. Масла API CK-4 превышают критерии качества API CJ-4, CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4, CH-4 и могут использоваться в двигателях, для которых рекомендованы эти категории API. Hyundai XTeer Ultra HD 10W40 Hyundai XTeer Ultra HD 15W40

Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей ACEA (Association des Constructeurs Europeens de L’Automobile), представляет интересы 15 европейских производителей легковых и грузовых автомобилей и автобусов на уровне ЕС. Эта классификация устанавливает европейскую классификацию моторных масел по эксплуатационным свойствам.

Ассоциация ACEA организована в Европе в 1991 году с головным офисом в Брюсселе, включающим Генерального секретаря и Секретариат. В 1995 и 2004 годах АСЕА открыла дополнительные офисы в Токио и Пекине.

Совет директоров состоит из топ-менеджеров компаний-автопроизводители, членов Ассоциации, таких как BMW GROUP, PORSCHE AG, DAF TRUCKS NV, PSA PEUGEOT CITROËN, DAIMLER AG, RENAULT SA, FIAT S.p.A, SCANIA AB, FORD OF EUROPE GmbH, TOYOTA MOTOR EUROPE, GENERAL MOTORS EUROPE AG, VOLKSWAGEN AG, JAGUAR LAND ROVER, AB VOLVO, MAN NUTZFAHRZEUGE AG.

Самой новой и актуальной на сегодня является классификация ASEA 2016 года. Современная классификация ACEA 2016 состоит из трех классов по типу двигателей: A, B и E (соответственно бензиновые, легкие дизельные и тяжело нагруженные дизельные двигатели).

Каждый класс подразделяется на категории различного уровня эксплуатационных свойств:

  • Для бензиновых и легких дизельных двигателей (А3/В3, А3/В4, А5/В5);
  • Для бензиновых и легких дизельных двигателей, оборудованных каталитическими системами доочистки (С1, С2, С3, С4, С5);
  • Для тяжелонагруженных дизельных двигателей (E1, E2, E3, Е4, E5, Е6, Е7, Е9).
АСЕА ОПИСАНИЕ МАСЛА, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КЛАССИФИКАЦИИ
АСЕА А3/В3 Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств и/или для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в соответствии с рекомендациями производителей двигателей, и/или для всесезонного применения маловязких масел, и/или всесезонного применения в особо тяжелых условиях эксплуатации. Масла, соответствующие АСЕА А3/В3, имеют отличные противоизносные свойства, обладают малой склонностью к низкотемпературным отложениям и устойчивы к образованиям поршневых отложений. XTeer Diesel Ultra 5W30 XTeer TOP 5W40
АСЕА А3/В4 Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива, установленных на легковых и легких грузовых транспортных средств и/или для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в соответствии с рекомендациями производителей двигателей. По сравнению с АСЕА А3/В3 масла, соответствующие требованиям АСЕА А3/В4 обеспечивают более высокие свойства по способности к образованию поршневых отложений и полностью их заменяют. XTeer Diesel Ultra 5W30 XTeer TOP Prime 0W40
АСЕА А5/В5 Стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами замены масла в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легких транспортных средств, в которых возможно использование маловязких масел, снижающих трение, с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) от 2,9 до 3,5 мПа•с. Благодаря этому масла типа АСЕА А5/В5 обладают повышенной топливной экономичностью. По сравнению с АСЕА А1/В1 масла, удовлетворяющие требованиям АСЕА А5/В5 обеспечивают более высокие свойства по способности к образованию поршневых отложений, имеют более высокие показатели по термоокислительной стабильности и полностью их заменяют. Масла типа АСЕА А5/В5 могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.  
АСЕА ОПИСАНИЕ МАСЛА, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КЛАССИФИКАЦИИ
АСЕА С1 Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с катализаторами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых требуется использование маловязких масел, снижающих трение, с низким содержанием серы, фосфора и малой сульфатной зольностью (Low SAPS) и динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 2,9 мПа•с. Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC), обеспечивают экономию топлива, имеют отличные противоизносные свойства, устойчивы к образованию низкотемпературного шлама и поршневых отложений.  
АСЕА С2 Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с катализаторами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых требуется использование маловязких масел, снижающих трение, с низким содержанием серы, фосфора и малой сульфатной зольностью (Low SAPS) и динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 2,9 мПа•с. Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC) и обеспечивают экономию топлива.  
АСЕА С3 Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с катализаторами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC), в которых требуется использование масел с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 3,5 мПа•с. Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC). XTeer Diesel Ultra 5W30, 5w40 XTeer Diesel Ultra C3 5w30 XTeer TOP 5W30, 5w40 XTeer TOP Prime 5W30, 5w40
АСЕА С4 Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с катализаторами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC), в которых требуется использование масел с низким содержанием серы, фосфора и малой сульфатной зольностью (Low SAPS) и динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 3,5 мПа*с. Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC).  
ACEA C5 Моторные масла для автомобилей, оснащенных системами обработки ОГ, и масла с пониженной вязкостью HTHS (High Temperature High Shear — вязкость масла при высокой температуре и высоком срезающем усилии). Значение HTHS (при 150 °C) для масла этой категории должно составлять 2,6–2,9 мПа*с. Масло категории ACEA C5 обеспечивает экономию топлива минимум 3 % в тесте двигателя CEC L-054-96 (M111). Предусмотренные классы вязкости: SAE 0W-20 и SAE 5W-20. Прочие предельные значения химических и физических параметров, а также требуемые рабочие характеристики в различных тестах двигателей, соответствуют ACEA C3.  
АСЕА ОПИСАНИЕ МАСЛА, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КЛАССИФИКАЦИИ
АСЕА Е4 Стойкие к механической деструкции масла, обеспечивающие великолепный контроль за чистотой поршней, снижение износа и сажеобразования и стабильность смазывающих свойств. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, например, значительно увеличенных интервалах замены масла в соответствии с рекомендацией автопроизводителя. Масла применимы для двигателей без сажевых фильтров, а также для некоторых двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR) и системой избирательного каталитического восстановления (SCR) для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах.  
АСЕА Е6 Стойкие к механической деструкции масла, обеспечивающие великолепный контроль за чистотой поршней, снижение износа и сажеобразования и стабильность смазывающих свойств. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, например, значительно увеличенных интервалах замены масла в соответствии с рекомендацией автопроизводителя. Масла применимы для двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR) с/без сажевыми фильтрами (DPF), а также для двигателей с системой избирательного каталитического восстановления (SCR) для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах. Качество Е6 прямо рекомендовано для двигателей с сажевыми фильтрами (DPF) в сочетании с малосернистым дизельным топливом.  
АСЕА Е7 Стойкие к механической деструкции масла, обеспечивающие великолепный контроль за чистотой поршней и полировкой стенок цилиндров. Масла также обеспечивают прекрасную защиту от износа и сажеобразования и стабильность смазывающих свойств. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, например, значительно увеличенных интервалах замены масла в соответствии с рекомендацией автопроизводителя. Масла применимы для двигателей без сажевых фильтров, а также для некоторых двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR) и системой избирательного каталитического восстановления (SCR) для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах.  
АСЕА Е9 Стойкие к механической деструкции масла, обеспечивающие великолепный контроль за чистотой поршней, снижение износа и сажеобразования и стабильность смазывающих свойств. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, например, значительно увеличенных интервалах замены масла в соответствии с рекомендацией автопроизводителя. Масла применимы для двигателей с/без сажевых фильтров (DPF) и для большинства двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR) и системой избирательного каталитического восстановления (SCR) для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах. Е9 прямо рекомендовано для двигателей с сажевыми фильтрами (DPF) и разработано для работы в комбинации с малосернистым дизельным топливом. XTeer Heavy Duty Ultra 15W40

Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) совместно создали Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей.

Основные отличия масел категории ILSAC:

  • низкая вязкость — 2,6-2,9 мПа с при температуре 150°С и скорости сдвига 10^6 с^-1;
  • малая летучесть (по Нок или ASTM);
  • хорошая фильтруемость при низких температурах (испытание General Motors);
  • низкая склонность к пенообразованию (испытание ASTM I-IV);
  • высокая стабильность к сдвигу (L-38 не менее 10 часов) (shear stability);
  • обязательная экономия топлива (испытание ASTM, Sequence VIA);
  • малое содержание фосфора (для предотвращения засорения катализатора).
ILSAC ОПИСАНИЕ МАСЛА, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КЛАССИФИКАЦИИ
ILSAC GF-1 Устаревшая спецификация, соответствует требованиям качества классификации API SH; классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX — 30, 40, 50, 60  
ILSAC GF-2 Классификация была введена в 1996 г и соответствует требованиям качества по классификации API SJ, классы вязкости: дополнительно к GF-1 — SAE 0W-20, 5W-20. Масла, соответствующие требованиям ILSAC GF-2 обладают топливной экономичностью и совместимы с устройствами нейтрализации отработавших газов.  
ILSAC GF-3 Классификация была введена в 2001 году и соответствует API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также меньшей испаряемостью. Требования к классам ILSAC CF-3 и API SL во многом совпадают, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими.  
ILSAC GF-4 Классификация была введена в 2004 году и соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Действие данного стандарта ограничено до 30 сентября 2011 г. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с каталитическими системами восстановления отработанных газов.  
ILSAC GF-5 Классификация была введена в конце 2010 г и соответствует требованиям классификации API SN. По сравнению с API SM обладают более жесткими требованиями к экономии топлива, совместимости с каталитическими системами, испаряемости, моющим свойствам, стойкости к образованию отложений. Вводятся новые требования по защите систем турбонаддува от образования отложений и совместимости с эластомерами. Используйте GF-5, где рекомендуется GF-4, GF-3, GF -2 Используйте GF-6A, где рекомендуется GF-5.  
ILSAC GF-6А Представлено в мае 2020 года, предназначено для обеспечения защиты от низкоскоростного предварительного зажигания (LSPI), защиты от износа цепи газораспределительного механизма, улучшенной защиты от отложений при высоких температурах для поршней и турбонагнетателей, более жесткого контроля осадка и лака, улучшенной экономии топлива, улучшенной системы контролявыбросов защита и защита двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до E85 XTeer Gasoline Ultra Efficiency 0w20, 5W20 XTeer Gasoline Ultra Protection 0w30, 5w30 XTeer Gasoline G700 5w30, 10W30
ILSAC GF-6B Относится только к маслам с классом вязкости по SAE 0W-16. Представлено в мае 2020 года, предназначено для обеспечения защиты от низкоскоростного предварительного зажигания (LSPI), защиты от износа цепи газораспределительного механизма, защиты от высокотемпературных отложений для поршней и турбонагнетателей, строгого контроля осадка и лака, улучшенной экономии топлива, защиты и защиты системы контроля выбросов. двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до E85. XTeer Gasoline Ultra Efficiency 0w16

Вязкость является показателем готовности моторного масла к образованию несущей пленки и является наиболее важной характеристикой качества моторного масла. Вязкость смазочного материала можно охарактеризовать, как «меру внутреннего трения» в жидкости — благодаря маслу образуется тонкая смазочная пленка между соприкасающимися деталями. Чем выше показатель вязкости масла, тем толще будет эта пленка, а значит и смазывание будет надежней. Однако слишком высокий показатель вязкости масла ведет к увеличению потерь на трении, что, в свою очередь, увеличивает расход топлива и осложняет запуск двигателя.

При выборе оптимального моторного масла для двигателя, необходимо иметь в виду, что вязкость величина непостоянная и может изменяться в зависимости от температуры в тысячи раз: чем выше температура масла, тем ниже его вязкость и, наоборот, при понижении температуры увеличивается вязкость. Поэтому летом, в условиях повышенных температур и затрудненного охлаждения двигателя, вязкость может значительно снизиться, что приводит к ускоренному износу деталей двигателя, вплоть до выхода двигателя из строя. Зимой же, в условиях постоянной низкой температуры вязкость масла сильно возрастает, поэтому в сильные морозы пуск двигателя затрудняется или становится невозможным.

Поэтому, выбирая автомобильное масло, сначала необходимо определить масло какого класса вязкости подойдет для конкретного двигателя. При этом нужно учитывать техническое состояние автомобиля, пробег, условия и режим его эксплуатации. Класс вязкости должен соответствовать необходимым параметрам вязкости масла для обеспечения нормальной работы двигателя, как при повышенных, так и при значительно пониженных температурах. В зависимости от режима эксплуатации автомобиля, масла соответственно выбираются летние, зимние или всесезонные — для автомобилей, которыми пользуются круглый год. Вязкостно-температурные характеристики всесезонных масел имеют более широкий диапазон температур, при которых вязкость масла не препятствует работе двигателя и не приводит к сбоям при пуске.

Классификация SAE J 300 является наиболее полной и удобной, эта классификация подразделяет моторные масла на различные классы по их вязкостно-температурным характеристикам. Масла типа SAE 5W являются зимними, типа SAE 40- летними, а типа 5W-40- всесезонными.

Многие автопроизводители могут рекомендовать несколько иное применение моторных масел в своих двигателях автомобилей в зависимости от температуры окружающей среды. Так, компания BMW различает 4 типа масел: Longlife, специальные масла, масла для бензиновых и дизельных автомобилей. Для каждого типа масла установлены свои температурные диапазоны применения.

Единой системы классификации трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам, качеству и назначению нет. Общепризнанной во всем мире является система классификации API (American Petroleum Institute), масел для механических трансмиссий. По этой системе масла обозначаются знаком класса API GL. Имеются пять классов от API GL-1 до API GL-5 и несколько проектных. В Европе применяется классификация ZF TE-ML(Zahnradfabrik Friedrishafen), которая охватывает все масла, включая жидкости для гидромеханических передач.

По системе API GL масла подразделяются на классы качеств. Основными признаками классификации являются конструкция и условия работы передачи, дополнительными признаками — содержание противоизносных и противозадирных присадок.

Классификация описана в документе API «Обозначение эксплуатационных смазочных масел для коробок передач ручного управления и для мостов. Публикация API 1560, февраль 1976 г.» (API Publication 1560, Lubricant Service Designation for Automotive Manual Transmissions and Axles, February 1976).

ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКИХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ (КРОМЕ ГИПОИДНЫХ), В ОСНОВНОМ, ПРИМЕНЯЮТСЯ МАСЛА:

  • API GL-3
  • API GL-4

ДЛЯ ГИПОИДНОЙ ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ:

  • API GL-3 – для средненагруженных передач.
  • API GL-4 – для сильнонагруженных передач, в том числе гипоидных со значительным смещением осей. Нефтекомпании выпускают универсальные масла, предназначенные одновременно как для коробки передач с синхронизаторами, так и для сильнонагруженных гипоидных передач.

В 1995г. API ВВЕЛ НОВУЮ КАТЕГОРИЮ МТ-1, УЖЕСТОЧИВ ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕРМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫМ ОТЛОЖЕНИЯМ.

В 1998г. API, РАБОТАЯ В КОНТАКТЕ С SAE И ASTM, ПРЕДЛОЖИЛ ДВЕ НОВЫЕ КАТЕГОРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ:

  • PG-1 — для ручных коробок передач тяжелых грузовых автомобилей и автобусов
  • PG-2 — для ведущих осей грузовых автомобилей и автобусов). В обеих категориях масел особое внимание было уделено высокотемпературным свойствам. Категорию PG-2 в технической литературе иногда обозначают группой GL-7.
API ОПИСАНИЕ МАСЛА, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КЛАССИФИКАЦИИ
API GL-1 Масла для передач, работающих в легких условиях. Состоят из базовых масел без присадок. Иногда добавляются в небольшом количестве антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии, легкие депрессорные и противопенные присадки. Предназначены для спирально-конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин.  
API GL-2 Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести. Содержат противоизносные присадки. Предназначены для червячных передач транспортных средств. Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.  
API GL-3 Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести. Содержат до 2.7% противоизносных присадок. Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач.  
API GL-4 Масла для передач, работающих в условиях разной тяжести — от легких, до тяжелых. Содержат 4,0% эффективных противозадирных присадок. Предназначены для конусных и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста. Масла API GL-4 предназначены для несинхронизированных коробок передач Североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов (коммерческих автомобилей), для главных и других передач всех автотранспортных средств. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе. В таком случае на этикетке или в листе данных масла должны быть надписи о таком предназначении и подтверждение о соответствии требованиям производителей машин. Все масла XTeer GL-4
API GL-5 Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях. Содержат до 6,5% эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок. Основное предназначение — для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей. Применяются как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробки передач). Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин. Могут применяться для дифференциала повышенного трения, если соответствуют требованиям спецификаций MIL-L-2105D (в США) или ZF TE-ML-05 (в Европе). Тогда обозначение класса имеет дополнительные знаки, например, API GL-5+ или API GL-5 SL. Все масла XTeer GL-5
API GL-6 Автомобильные гипоидные передачи с повышенным вертикальным смещением осей шестерен, т.е. работающие при повышенных скоростях, ударных нагрузках и высоких крутящих моментах. Содержат большее количество высокоэффективной противозадирной присадки, чем масла GL-5 (до 10%). В настоящее время практически не используется, т.к. считается, что масла GL-5 полностью удовлетворяют все требования.  
API MT-1 Масла для высоконагруженных агрегатов. Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов). Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.  
API PG-2 Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники. Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.